В МелГУ обучаются 15055 человек на образовательных программах высшего образования и 937 человек на образовательных программах среднего профессионального образования.

 

В МелГУ реализуются 83 программы бакалавриата, 55 программ магистратуры, 6 программ специалитета. На уровне среднего профессионального образования реализуются 16 образовательных программ.

 

В Университете реализуются дополнительные образовательные программы, в основном, продолжительностью 36 и 72 академических часа.

 

Образовательный процесс осуществляется на 5 факультетах головной организации в г. Мелитополь, а также в 4 филиалах – в г. Бердянске, г. Приморске, г. Энергодаре, г. Васильевке (филиал находится в эвакуации в г. Мелитополь из-за близости к линии фронта). В филиалах на данный момент реализуются образовательные программы среднего профессионального образования.

 

Специфические особенности реализации образовательной деятельности в Университете обусловлены, в основном, фактором СВО, в частности, вхождением Запорожской области в состав России (04.10.2022 г.).

 

Основной отличительной особенностью образовательной деятельности является преобладание в общей численности студентов обучающихся заочной формы обучения. После вхождения ЗО в состав России многие жители области, уже имеющие высшее образование и работающие по специальности, захотели также получить российское ВО с целью быть более адекватными новым общественным реалиям. Из 15055 обучающегося на программах высшего образования заочно обучаются 8 908 студентов (59%).

 

Другой отличительной особенностью образовательного процесса является объективно обусловленная длительным пребыванием в украинском образовательном пространстве, оторванность НПР от процессов развития образования в России, что сказывается на недостаточном соответствии реализуемых программ федеральным государственным образовательным стандартам, отсутствие должного методического обеспечения, и т.д.

Цели и задачи образовательной политики

Основной целью образовательной политики является осуществление подготовки высококвалифицированных кадров для обеспечения текущих и перспективных потребностей экономики ЗО в строгом соответствии с федеральными образовательными стандартами.

Задачами образовательной политики являются

Приведение реализуемых на данный момент образовательных программ среднего профессионального образования и высшего образования в соответствие с ФГОС, в том числе путем повышения квалификации действующих НПР и привлечения к реализации образовательной деятельности НПР из ООВО «материковой» России. 

 

Интеграция образовательных процессов в Университете с образовательными процессами в «материковой» России, в том числе путем развития программ дистанционного образования, интеграции с федеральным государственным порталом «Мое образование» и другими онлайн провайдерами дистанционного образования.

 

Развитие моделей непрерывного образования, подразумевающих выстраивание единой системы подготовки кадров на уровнях среднего профессионального образования, бакалавриата, специалитета, магистратуры с учетом потребностей региона в трудовых ресурсах, в том числе посредством реализации программ дуального (профессионалитет) обучения и иных форм практической подготовки.

 

Разработка и внедрение механизмов комплексного развития и оценки компетенций обучающихся, в том числе надпрофессиональных компетенций, с учетом требований работодателей ЗО и других воссоединенных регионов России, а также с учетом необходимости способствовать продвижению русского «культурного кода» среди жителей указанных регионов и их интеграции в социальное пространство «материковой» России.

 

Развитие образования подразумевает осуществление комплекса мер по достижению планируемых целей и задач на различных уровнях.

Ключевыми направлениями деятельности являются

  • развитие образовательных программ высшего образования и среднего профессионального образования в соответствии с ФГОС;
  • достижение интероперабельности реализуемых в МелГУ образовательных программ высшего образования с образовательными программами высшего образования ООВО «материковой» России;
  • приведение методического уровня НПР Университета в соответствие с общероссийским уровнем;
  • развитие практико-ориентированного обучения – высшее образование и среднее профессиональное образование;
  • развитие системы непрерывного образования в соответствии с потребностями региона в кадрах;
  • внедрение в образовательный процесс программ, дисциплин и модулей, способствующих формирование у обучающихся надпрофессиональных компетенций;
  • совершенствование системы оценки компетенций и навыков обучающихся.

Развитие программ высшего образования и среднего профессионального образования в соответствии с фгос

На начало 2024/2025 учебного года в полной мере соответствуют требованиям ФГОС образовательные программы высшего образования и среднего профессионального образования, на которые был осуществлен набор абитуриентов в текущем году. Обучающиеся второго и последующих курсов программ бакалавриата, второго курса программ магистратуры, второго и последующих курсов программ среднего профессионального образования, в той или иной мере испытывают на себе последствия предыдущего период развития Университета – нахождения в составе украинской системы образования.

Переход на фгос осуществляется планомерно, в несколько этапов

На первом этапе (2023-2024 гг.) в образовательные программы третьего и четвертого курсов бакалавриата, реализация которых начиналась еще в украинском образовательном пространстве, добавлялись предметы в соответствии с требованиями ФГОС 3++, а также предметы, позволяющие сформировать компетенции, требуемые в соответствии с ФГОС 3++.

 

На втором этапе (2024-2025 гг.) происходит «выравнивание» – унификация учебных планов и образовательных программ обучающихся на первом и втором курсах программ бакалавриата и магистратуры, а также обучающихся СПО.

 

На третьем этапе (2025 – 2028 гг.) НПР Университета, встраиваясь в российскую систему образования, становятся активными участниками российского образовательного пространства, что позволяет им формировать образовательные программы уже с учетом требований новых образовательных стандартов Российской Федерации.

Достижение интероперабельности реализуемых в мелгу образовательных программ высшего образования с образовательными программами высшего образования оово «материковой» россии

Интеграция Университета в образовательное пространство «материковой» России невозможна без проектирования образовательных программ таким образом, чтобы учебные дисциплины коррелировали содержательно и на уровне формирования определенных наборов компетенций с аналогичными учебными дисциплинами в других российских ООВО.

 

Механизмы достижения интероперабельности подразумевают развитие системы рецензирования и апробации рабочих программ дисциплин в других ООВО России, а также включение в учебные планы образовательных программ Университета дисциплин других ООВО, как реализуемых другими ООВО непосредственно, так и через федеральный портал «Мое образование».

Приведение методического уровня научно-педагогических работников университета в соответствие с общероссийским уровнем

На сегодняшний день значительная часть НПР не обладают методическими знаниями в достаточном объеме для реализации образовательных программ в соответствии с требованиями ФГОС.

 

Механизмами развития методического уровня НПР станут активное их включение в программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки как по профилю деятельности, так и по проектированию программ и проектов на уровнях бакалавриата, магистратуры, специалитета и среднего профессионального образования, а также интеграция НПР в деятельность российских учебно-методических объединений.

 

За период 2023-2025 гг. все НПР должны пройти повышение квалификации и профессиональную переподготовку в российских образовательных организациях высшего образования, а за период 2025-2028 гг. все руководители образовательных программ должны стать активными участниками деятельности федеральных УМО.

Развитие практико-ориентированного обучения – спо и во

Развитие практико-ориентированного обучения является неотъемлемой составляющей подготовки кадров для экономики ЗО.

 

Практико-ориентированное обучение планируется реализовывать как на уровне среднего профессионального образования, так и на уровнях высшего образования.

 

Механизмы реализации практико-ориентированного обучения включают в себя программы дуального обучения (профессионалитет) для уровня среднего профессионального образования, а также активизацию программ практической подготовки на уровне бакалавриата.

 

Программы практической подготовки на уровнях высшего образования будут реализовываться в рамках уже реализуемых и планируемых к реализации образовательных программ. В период 2023-2024 гг. планируется начать реализацию программ дуального обучения на уровне среднего профессионального образования, а также обеспечить заключение договоров о практической подготовке по всем программам бакалавриата. В период 2024-2026 гг. планируется реализовывать программы дуального обучения по всем специальностям среднего профессионального образования. В период 2026-2028 гг. планируется обеспечить реализацию практической подготовки в организациях региона по всем программам бакалавриата.

Развитие системы непрерывного образования в соответствии с потребностями региона в кадрах

Развитие системы непрерывного образования предполагает создание единого пространство реализации образовательных программ высшего образования, среднего профессионального образования и дополнительных образовательных программ, а также подготовки кадров высшей квалификации в аспирантуре и докторантуре.

 

Основным механизмом реализации данного направления должно стать создание единой системы компетенции реализуемых образовательных программ среднего профессионального образования и высшего образования, таким образом, чтобы на уровне среднего профессионального образования формировались профессиональные компетенции, позволяющие в ускоренном порядке проходить обучение на программах высшего образования.

 

Другим механизмом станет реализация дополнительных образовательных программ, в том числе программ по обучению рабочим профессиям, на базе имеющихся образовательных программ среднего профессионального образования и высшего образования. При этом обучение на дополнительных образовательных программах, в том числе дополнительных профессиональных программах станет доступным для обучающихся на образовательных программах среднего профессионального образования и высшего образования.

 

В период 2023-2024 гг. создана единая система подготовки кадров, подразумевающая единство образовательных программ среднего профессионального образования и высшего образования сходных направлений, таким образом, чтобы обеспечить ускоренное обучение на образовательных программах высшего образования для выпускников СПО.

Внедрение в образовательный процесс программ, дисциплин и модулей, способствующих формированию у обучающихся надпрофессиональных навыков и компетенций

Развитие надпрофессиональных навыков и компетенций играет ключевую роль в подготовке современного специалиста, адекватного требованиям рынка труда, что особенно актуально для новых территорий России, на которых формируются новые трудовые отношения, создаются новые точки экономического роста.

 

До 2026 года, совместно с федеральными партнерами, в т.ч. с ведущими ООВО, а также с федеральной платформой «Россия – страна возможностей», планируется реализовать программы по обучению таким надпрофессиональным навыкам и компетенциям как: следование правилам и процедурам, проектное мышление, предпринимательское мышление, правовая грамотность, цифровая грамотность, коммуникативная грамотность, финансовая грамотность, планирование и организация, анализ информации и выработка решений, стрессоустойчивость, ориентация на результат, саморазвитие, эмоциональный интеллект, партнерство/сотрудничество.

Совершенствование системы оценки компетенций и навыков обучающихся

Развитие системы оценки компетенций и навыков обучающихся будет реализовано в несколько этапов.

 

На первом этапе (2023-2025 гг.) создана модель балльно-рейтинговой системы, учитывающая в основном успеваемость по дисциплинам, изучаемым обучающимися в рамках основных образовательных программ. Данная балльно-рейтинговая система будет цифровизирована по мере развития соответствующих технических возможностей в Университете.

 

На втором этапе (2025-2026 гг.) в балльно-рейтинговой системе будут учитываться дисциплины, изученные обучающимися в других российских ООВО, в том числе, в дистанционном формате. Также на втором этапе в тестовом режиме и в формате пилотных проектов на отдельных направлениях подготовки будут учитываться освоенные обучающимися надпрофессиональные навыки и компетенции.

 

На третьем этапе (2027-2028 гг.) в рамках балльно-рейтинговой системы будет учитываться комплексный социальный и образовательный рейтинг обучающегося, учитывающий его формальные и неформальные достижения, освоения дисциплин в Университете и других образовательных организациях высшего образования, а также степень развития надпрофессиональных навыков и компетенций.